Пензенские учителя волнуются, что из-за принятых региональным Законодательным собранием квот в школы попадут отсидевшие уголовники.
С 1 июня в Пензенской области действует установленная местным Законодательным собранием квота на трудоустройство бывших заключенных. Если описывать принятый закон кратко, то теперь руководитель предприятия с численностью сотрудников от 100 человек должен будет иметь среди них 1 процент бывших зэков, а если количество работников от 35 до 100 человек – одного бывшего заключенного.
Недавно в Центр защиты прав граждан «Справедливая Россия» обратилась Елизавета Кострина. Она рассказала, что по школе, в которой она работает, прошел слух, будто после принятия этой квоты в школах будут работать отсидевшие свой срок уголовники.
– Конечно, педагогами их брать не будут, – рассказала женщина. – Но, насколько я знаю, их будут нанимать в качестве техперсонала: электриков, подсобных рабочих, охранников, вахтеров, дворников. Но в любом случае, как вы себе представляете зэка, пусть даже и бывшего, рядом с детьми?! Дети и так сейчас не сахар – могут и матом заорать, и плюнуть в учителя. А если они попадут под влияние такого работничка? Что потом? Заточку под ребра загонят? В карты будут на жизнь играть? По фене ботать прямо в школе?
Специалисты мироновского Центра испытали примерно те же чувства, что и Елизавета Михайловна. В российском образовании и без бывших сидельцев проблем хватает и новых добавлять не стоит.
– Реабилитация бывших заключенных – дело благое, и закон был принят правильный, – считает руководитель пензенского Центра защиты прав граждан «Справедливая Россия» Кирилл Ледяев. – Но нужно четко понимать, насколько человек «завязал с темным прошлым», работа в школе не просто ответственная, здесь тройная ответственность, в том числе за безопасность и будущее детей.
Чтобы выяснить, действительно ли в школах в новом учебном году будут работать бывшие заключенные, специалисты Центра обратились в региональное Министерство образования.
– Согласно статье 331 Трудового кодекса педагогической деятельностью не имеют права заниматься лица, имевшие или имеющие судимость, – рассказал заместитель начальника управления кадровой политики и организационно-правовой работы Евгений Черемушкин. – Конечно, есть еще ряд нюансов, но в общих чертах это так. Учить детей большинство бывших заключенных не может, особенно, если они имеют или имели судимость за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности.
Перевести ребенка на домашнее обучение – право каждого родителя. Расскажем, как это сделать. |
То, что педагогом не имеет права быть бывший заключенный, конечно, вполне разумно. Однако школьный сантехник не имеет отношения к педагогической деятельности. Оказалось, что и об этих моментах в Трудовом кодексе позаботились.
– Помимо этого, есть также статья 351.1 Трудового кодекса, – объясняет Евгений Юрьевич. – По ней все перечисленные выше категории граждан не допускаются к работе в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних.
Формулировка в этом случае, конечно же, весьма расплывчатая, но судебная практика показывает, что бывшим заключенным в школах не рады.
– Я ознакомился с судебной практикой по стране и увидел, что такие дела есть – работников с судимостями в прошлом из школ увольняют, – рассказал чиновник. – Конечно, правосудие у нас не прецедентное, но решения судов о законности увольнения граждан с судимостями из школ говорят о том, что они не могут там работать. Так что, думаю, поводов для беспокойства нет. Квоты не отменяют установленных законом норм.
Напомним, что квоты на наем бывших заключенных на пензенские предприятия были приняты в конце марта и вступили в силу 1 июня этого года.