Очень важно сохранить связь поколений, поэтому псковский «Центр защиты прав граждан» 22 июня провел акцию, посвященную Дню памяти и скорби. В офисе собралось около сорока гостей — пожилые люди и дети. Взрослые гости – это дети войны, те, чья волшебная пора детства пришлась на голод и разруху, концлагеря, работу в тылу. В Центре зазвучали живые воспоминания людей.
В начале встречи слово взял Олег Брячак, глава регионального отделения «Справедливой России». Он поблагодарил пожилых людей за то, они решили поучаствовать в акции и обратился к детям: «Ребята, сейчас светит солнце, у вас есть игрушки, красивая одежда и вкусная еда, и родители заботятся о вас. Но было время, когда всего этого не было у других детей. Когда будете большие, расскажите это своим детям».
Валентине Ивановне из деревни Подосье в 41-м году было семь лет, в их доме немцы сделали штаб, а мать с детьми выселили в сарай:
— На моих глазах расстреляли пленного, я упала в обморок… Нас угнали в Лиепае в концлагерь, мы жили за колючей проволокой, ели баланду, на нас наставляли автоматы.
На фото: Владимир Александрович.
— Я родился за два месяца до войны в деревне Тупы, — вспоминает Владимир Александрович, — родителей раскулачили, сами мы были из Старой Руссы. Когда началась война, отец сказал матери: «Бери детей и беги на родину». Был сентябрь, холода, мать несла меня на руках и приговаривала: «Брошу, брошу его, нету сил». А девятилетняя сестра сказала: «Мама, я возьму его». Если на земле есть Бог, то это мать. Она сохранила нас четверых… Мы попали в концлагерь в Эстонии, были около концлагеря Клоога, где сожгли полмиллиона солдат. Когда нас освободили, брат мой бегал туда и нашел выжившего — он спрятался в стояке печи. Представляете, как был истощен человек, что влез в трубу? Он все поднимал руки — не верил, что нас освободили.
— Я из Казани, — присоединяется Антонина Павловна. — Мне было семь, отец был картографом, ему дали бронь, но он ушел на фронт добровольцем, был командиром минометного подразделения, погиб в марте 42 года. Мать слегла, и мы, дети, выживали сами, нам помогали соседки. В городе было много раненых — забинтованные, с оторванными руками. А мы, дети, давали им детские концерты».
— Я из Украины, — рассказывает Ярослав Брониславович, — мы жили на границе, где бандеровцы, и те, кого они называют москалями. Они были страшнее немцев, мы ходили на реку, а там плыли тела без головы, головы они отрезали для отчетности».
Мы спросили детей, не страшно ли было это слушать?
— Не страшно, — отвечают сестрички Аня и Катя девяти и семи лет, — но было печально, очень-очень.
В конце чаепития все собравшиеся отправились к Вечному огню и возложили 50 красных гвоздик.
Всем пожилым людям волонтеры «Центр защиты прав граждан» подарил коробки печенья к чаю.
Тем детям войны, которые не могли прийти на встречу, волонтеры занесли подарки домой.
— Спасибо вам, я очень тронута, — благодарит Нина Кукушкина.
Напомним, 16 июня региональное отделение «Справедливой России» выносило на голосование псковского Собрания депутатов проект федерального закона о льготах для «детей войны» и тружеников тыла, по которому «дети войны» получали бы 1000 рублей в месяц. Но большинством голосов депутатов-единороссов законопроект был отклонен.