cancel
Главная страница > Новости > Правовой Центр Миронова будет добиваться выделения жилья переселенцам из Чайбухи
Магадан Ср, 13 мая 2015.

Правовой Центр Миронова будет добиваться выделения жилья переселенцам из Чайбухи982

Ср, 13 мая 2015, 12:35
14 лет жители расселенного села Чайбуха не могут получить обещанное жилье. Многие уже умерли, не дождавшись очереди.

В Центр защиты прав граждан «Справедливая Россия» за помощью обратились жители села Чайбуха Северо-Эвенского района Колымы. 14 лет назад ему вынесли вердикт – ликвидация и расселение. Людей вынудили покинуть поселок, пообещав взамен предоставить жилье в Магадане или помочь с переездом на материк. Порядка 70 семей до сих пор скитаются по чужим углам в ожидании обещанного жилья. Многих очередников уже не стало.

 

 

Еще в конце 90-х поселок Чайбуха был одним из богатейших поселений Колымского края. В нем находился один из самых крупных оленеводческих совхозов. В Чайбухе работали мясоперерабатывающий цех и райпо, были рыболовная артель и рыбзавод. Аэропорт «Чайбуха» порой за сутки принимал до 80 военных бортов.

 

Еще каких-то 15 лет назад в Чайбухе проживало более 3 тысяч человек. И никто из них не хотел уезжать. Но в какой-то момент некогда прибыльные предприятия, пережившие даже хаос 90-х, неожиданно стали нерентабельными и закрылись. Потеряв работу и перспективы, люди в поисках лучшей жизни стали уезжать.

 

Сотня «непокорных»

– В первую очередь стали уезжать те, кому было куда ехать, – рассказал специалистам мироновского Центра житель села Чайбуха Владимир Щипанов. – Нам же, тем, кто тут родился или живет с раннего детства, бежать было некуда. Да и почему мы должны были куда-то уезжать? Это наша родина, наш дом, тут прошла вся наша жизнь.

 

Но в 2001 году власти Колымы издают специальный закон №180-ОЗ, по которому поселок Чайбуха с 18 мая того же года упраздняется, как «неперспективное муниципальное образование». От людей требуют переехать в Магадан или другие населенные пункты области.  Взамен чиновники обещают предоставить им жилье.

 

– Видимо, чтобы мы не слишком долго решали с переездом, нам отключили отопление и воду. Свет стали давать всего на 4 часа в день – на два часа утром и на два часа вечером. Чтобы выжить, стали обогреваться буржуйками и самодельными печами. Сколько людей из-за этого погорело, вспоминать страшно, – сетует Владимир Иванович. 

 

Многолетние мытарства

Владимир Щипанов покинул родное село после того, как умерла его дочь. Молодая девушка погибла лишь потому, что врачи из райцентра не смогли вовремя добраться до Чайбухи. Единственная дорога в поселок пролегала через тундру.

 

На то, чтобы перевезти тело дочери в Магадан и похоронить, Владимир Иванович потратил последние деньги. После этого в Чайбуху Щипанов не вернулся. Да и возвращаться было уже некуда.

 

Сейчас пенсионер Щипанов работает водителем в магаданском «Комбинате зеленого хозяйства». Все эти годы мужчина ютится по углам у знакомых и по съемным квартирам. Программы на получение жилья, куда его включали чиновники, либо переставали действовать, либо годами стоят на месте.

 

– Стыдно и больно, – говорит Владимир Иванович. – Всю жизнь честно отпахал на благо Родины, а теперь, на старости, даже угла своего нет.

 

Аналогичная история и у Светланы Ивличевой. Заслуженный работник образования, 32 года проработав учителем в школе Чайбухи, сейчас ютиться в квартире дочери в поселке Сокол. Светлана Александровна, ее дочь и четверо внуков живут в 35 кв. метрах.

 

– Я оставалась в поселке до тех пор, пока не закрыли школу. На тот момент я уже была директором и не могла бросить детей на произвол судьбы. Да и власти обещали, что, как только поселок окончательно ликвидируют, я без проблем получу субсидию на жилье, – рассказывает Светлана Ивличева.

 

В 2003 году Светлана Александровна, как и Владимир Щипанов, встала в очередь на получение жилья по «Программе содействия в переселении граждан, проживающих в неперспективных населенных пунктах Магаданской области, на 2003-2007 годы». Пенсионерка была уже третьей в списке, но истек срок программы, и женщина осталась ни с чем.

 

Сейчас она стоит в общегородской очереди, но получить квартиру уже не надеется. Несколько лет назад педагог была в списке под пятым номером, сейчас – 25-я.

 

По словам людей, обратившихся в Центр справедливости, сейчас в очереди на получение жилья остаются не менее 70 бывших жителей Чайбухи. И если очередь как-то и сдвинулась, то не столько за счет выданных субсидий, сколько из-за того, что люди умерли, так и не дождавшись квартир.

 

 

 

Юридические казусы

Село Чайбуха упразднено законом Магаданской области № 180-ОЗ с 18 мая 2001 года. Но при этом до сих пор распоряжением Правительства РФ оно не отнесено к числу закрывающихся населенных пунктов.

 

А ни это ли мешает чиновникам включить жителей Чайбухи в Федеральную программу «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»? Ведь тогда придется объяснить в правительстве, каким образом село было упразднено еще 14 лет назад.

 

Вот и решают «проблему» своими силами. Так, в минувшем году колымские власти нашли деньги на покупку квартир лишь для четырех семей. В 2015 году средств на субсидии для жителей Чайбухи в бюджете Магаданской области не предусмотрено в принципе. А это значит, что очередь не сдвинется.

 

Поскольку решить проблему жителей Чайбухи на местном уровне невозможно, специалисты Центра справедливости обратились за помощью к лидеру «Справедливой России» Сергею Миронову. В Москве должны узнать о сложившейся ситуации и взять ее на особый контроль. Ведь Чайбуха не единственное село на Колыме, попавшее под такое расселение. А если учесть, что местные власти намерены ликвидировать еще целый ряд сел, то в ближайшее время бездомными могут стать еще десятки колымских семей.

Комментировать комментариев: 0
Добавить комментарий

 

 

 

 

 

 

 

 

04:58
Infinity:NaN
Прямой эфир