В Рыбинском районе Ярославской области возникший «территориальный конфликт» между жителями деревни Якунники и руководством санатория имени Воровского поставил ряд вопросов и вызвал широкий общественный резонанс.
Многие годы дорожкой, пролегающей сквозь территорию здравницы, ходили местные жители к автобусу, на почту, в школу и детский сад, фельдшерский пункт, к берегу реки Черемухи, а с недавних пор и в поликлинику. А нынешним летом проход на территорию здравницы оказалась закрытым буквально для всех, удлинив людям путь к жизненно важным объектам на три километра. На запертой калитке разместили объявление: «Проход в деревню Якунники закрыт по предписанию УВД». Удивленные селяне обратились в полицию, а там ответили, что никакого предписания не было. По сообщению руководства районного отдела полиции, в частности, утверждается:
– Ссылка на предписание УВД является вымыслом сотрудников санатория с целью убедительности их доводов, направленных на реализацию законного права на ограничение доступа посторонних лиц на территорию частного землевладения.
Выходит, руководство санатория подменило собой функции полицейских, обманув тем самым людей – жителей деревни и своих же и работников. Тем ни менее, калитку заварили намертво. Тогда жители деревни и соседнего поселка собрали сход, на котором напомнили о своих правах и тут же подготовили обращение к исполняющему обязанности губернатора области, главам администрации района и сельского поселения, а также председателю областного объединения профсоюзов Сергею Соловьеву, владеющему контрольным пакетом акций этого санатория.
Директор здравницы Наталья Кузнецова лишила селян и дачников выхода к жизненно важным объектам через территорию санатория. И в своих решениях, скорее, была права. Не правы были те, кто в свое время оформлял эту территорию в качестве собственности.
Участок площадью около 31 гектар теперь принадлежит ЗАО «Санаторий имени Воровского» на правах частной собственности, выкупившему землю более шести лет назад. Границы территории согласованы администрациями Рыбинского района и Покровского поселения. Есть немало резонов в пользу закрытия территории. А где найти резонные доводы, которые убедят людей в том, что всю жизнь они ходили по этой тропе, пользовались проходом, а теперь это оказалось для них недоступным, так как находится в руках «предприимчивых» начальников разных уровней и рангов. Кто бы объяснил гражданам, как и почему пакет акций санатория оказался у функционера, пусть и профсоюзного, а не у тех, например, кто десятки лет проработал в этом лечебно-оздоровительном учреждении?
Аргументы директора санатория по закрытию прохода на территорию здравницы звучат вполне убедительно. Правда, лишь для тех, кто не в курсе дела. Если просмотреть документы и статьи законов, территорию конфликта, выяснится, что все не так однозначно. Одно из «достижений» новой системы, на которую страну перевели, не спрашивая мнения и согласия ее граждан – возможность делать то, что в интересах бизнеса, но не людей, создававших многолетним трудом материальные блага, которыми ныне пользуется горстка «предприимчивых» сограждан. И как показывает опыт, нередко с прямым ущербом для населения. Так оказалось и в этот раз. Убедиться в справедливости такого вывода можно, обратившись к соответствующим документам.
На чертежах, выполненных кадастровым специалистом лицензированной организации, «калитка раздора» и часть ограждения санатория находятся в двадцатиметровой защитной зоне реки. И калитка, и ограда нарушают свободный доступ селянам к месту общего пользования – берегу реки, что является нарушением шестой статьи Водного кодекса. Об этом говорится и в сообщении прокуратуры, которая проверяет заявление жителей деревни. А они спрашивают: на каком основании санаторий использует береговую зону за пределами своих границ? Да потому, что здравница собирает тут дополнительный доход, отдавая в аренду «беседки» любителям отмечать праздники в шумной компании, создавая тем самым мало приятное зрелище для отдыхающих здесь семей с детьми.
Но главный вопрос к районной власти: как случилось так, что, заключая договор купли-продажи земли, не был проведен публичный сервитут, который должен был гарантировать жителям деревни проход к объектам инфраструктуры? Похоже, чиновники не знакомы с 18-й статьей Конституции РФ. Или были какие-то иные причины?
Публичный сервитут устанавливается для реализации потребностей государства, населения или органов самоуправления на местах. Гражданский кодекс устанавливает цели его введения на земельный участок, в том числе и проход через участок и неограниченный доступ к прибрежным полосам. Весьма существенное положение при его установлении – это учет мнения населения и обязательное предварительное проведение общественных слушаний. Инициировать введение сервитута могут и местные жители, и местная власть, которая обязана действовать в интересах населения своей территории.
Ныне людей вынудили защищать свои права, и они решительно высказали свое мнение. Осталось инициировать и ввести сервитут в интересах местного населения. Понятно, санаторий будет стоять на своем вплоть до последней судебной инстанции. Будет ли столь же стойкой инициативная группа проживающих здесь граждан, чьи законные права нарушены? Прокуратура готовит «письма счастья» дирекции здравницы, а также руководителям района и поселения с требованием устранить нарушение закона. Готовятся и обращения в суд.