Минфин и Центробанк подготовили проект федерального закона об индивидуальном пенсионном капитале (ИПК). Согласно замыслу, из государственной пенсии исключат накопительную часть. Копить будем в негосударственных фондах. Кто откажется – останется без пенсии.
Авторы предлагают с 1 января 2019 года автоматически подключить россиян к самостоятельному накоплению пенсии.
Работодатель продолжит отчислять за работника 22% пенсионных взносов в бюджет. А в Независимый Пенсионный Фонд (НПФ) работник будет вносить часть зарплаты сам. Для этого в момент трудоустройства работник обязан заключить в отделе кадров договор с одним из операторов НПФ и выбрать ставку ежемесячного взноса.
В случае отказа копить – громко заявите об этом. Желательно письменно. В противном случае вас сочтут «молчуном». И ежемесячно будут удерживать из зарплаты деньги на ИПК без вашего ведома. Сначала 0%. Потом 1%. Ставка будет повышаться на 1% каждый год. До тех пор, пока не достигнет максимальных 6%.
Тут же возникает вопрос: а кто будет это все отслеживать и учитывать? ПФР – нет. Налоговая – нет. По замыслу авторов реформы в связи с этим в России появится новое ведомство. Федеральная структура под названием «Центральный Администратор».
Центральный администратор высылает договоры работникам через работодателей, формирует и администрирует пенсионные счета и взносы.
Затраты и функционал – на уровне любого государственного ведомства с сетью филиалов по всей стране! Стоимость содержания ЦА – никому неведома.
Откуда деньги на содержание такого монстра? Зарплаты сотрудникам? Программное обеспечение? Аренду офисов и пр.?
Ответов в Концепции нет. По факту это коммерческая структура при Центробанке, которая навязывает нам договор об обязательных отчислениях части зарплаты на свою будущую пенсию.
– Добровольно-принудительное внедрение ИПК – беспрецедентно для гражданского законодательства, – считает руководитель научно-образовательного Центра международного сотрудничества в сфере труда и социального обеспечения МГЮА Юрий Воронин.
В интервью газете «Ведомости» Воронин подчеркнул: такого, чтобы гражданско-правовой договор заключался по умолчанию, когда волеизъявление человека неочевидно, в истории гражданского права никогда не было. Даже если такую норму включить в Гражданский кодекс, она будет оспорена через Конституционный суд.
Чтобы стимулировать «накопительство», Минфин и ЦБ предлагают поднять подоходный налог с 13% до 15%! Тем, кто начнет копить в НПФ, обещают делать налоговой зачет. Чем больше взнос на пенсию – тем меньше НДФЛ.
Однако установить дифференцированную ставку НДФЛ в зависимости от расходов на ИПК невозможно, – уверяют эксперты. Расходы на ИПК определяются только по итогам года, а ставка налога должна быть известна сразу.
Минфин не унывает: хорошо, давайте установим НДФЛ на уровне 15%. Для всех. А потом придумаем, как поощрить работодателя, который привлек наибольшее количество сотрудников к системе ИПК. И сотрудника, который, допустим, решил отчислять на взносы 10% от заработка.
О том, как ежемесячно скрупулезно персонифицировать, рассчитывать и учитывать отчисления граждан для предоставления в налоговые органы, у авторов Концепции представления нет.
В мире до сих пор не придумано иного способа выгодно копить на квартиру или старость, кроме как копить в стране с мощной национальной экономикой.
Весь опыт наших пенсионных и денежных реформ свидетельствует: наши накопления, в особенности на долгий срок, обесцениваются. Или вкладываются государством куда угодно, только не в качество нашей жизни. Ранее «Домовой» уже писал о том, куда уходят пенсии сегодняшних пенсионеров.
Экономика нестабильна. Законодательство меняется как погода. Рубль плавает.
В таких условиях копить на старость в формате ИПК – все равно что отказаться от части зарплаты в пользу какой-нибудь Программы освоения Марса.
Значит ли это, что будущим пенсионерам навязывают заведомо убыточную финансовую схему?
Вчера руководство Центробанка заявило, что окончательное согласование Концепции ИПК с правительством РФ произойдет до конца марта. После чего Концепцию презентуют народу.
Ждем официального предложения от власти.